В соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, а также Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта речные и морские причалы и причальные сооружения должны иметь паспорта (технические паспорта) сооружений.
Паспорт (технический паспорт) причала и причального сооружения является основным документом сооружения в обеспечении безопасности эксплуатации.
Согласно п. 446 Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «…Причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения.».
Согласно п. 477. Технического регламента «…Эксплуатант гидротехнических сооружений (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь:
а) разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений);…».
Согласно п. 187 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» « … Каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.».
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта приказом от 10 января 2022 г. № ВБ-1фс утверждены формы проверочных листов , применяемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта.
Данный приказ распространяется на ЮЛ или ИП, осуществляющих эксплуатацию:
- Речных портовых гидротехнических сооружений;
- Морских портовых гидротехнических сооружений;
- Судоходных гидротехнических сооружений.
В настоящее время контролирующие органы (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы) при проведении проверок владельцев причалов проверяют наличие паспортов сооружений.
Отсутствие паспорта сооружения является нарушение требований технических регламентов:
- в отношении объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта – нарушением подпункта «а» п. 477 Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623;
- в отношении объектов инфраструктуры морского транспорта является нарушением пункта 187 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620.
Данные нарушения служат причиной оформления протоколов административных нарушений, выдачи предписаний собственнику сооружения, а также обращения в судебные органы для взыскания штрафов с собственников ГТС.
Согласно ст. 14.43 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов наказывается административным штрафом
- на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно с. 9.2. КоАП РФ Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (Примечание: в том числе разработка паспорта причала и причального сооружения) влечет наложение административного штрафа
- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Паспорт причала или причального сооружения разрабатывается по результатам обследования, выполненного аккредитованной в установленном порядке специализированной организацией, имеющей необходимые лицензии и документы саморегулируемых организаций, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Паспорт причала или причального сооружения, техническое состояние которого исправное или работоспособное, подлежит продлению или обновлению, через каждые 5 лет или при изменении его технического состояния. Для причала или причального сооружения, эксплуатирующегося более 50 лет, паспорт выдается на 3 года. На причал или причальное сооружение, техническое состояние которого ограниченно работоспособное, предаварийное или аварийное (предельное), может быть выдан временный паспорт со сроком действия менее 3 лет (согласно ГОСТ Р 55561-2013).
Для выполнения требований Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» и Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» ООО «НСД» готово выполнить работы по составлению/разработке паспорта морских и речных причальных гидротехнических сооружений (причалов, причальных сооружений, пирсов, набережных, пристаней) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При эксплуатации речных портовых ГТС |
При эксплуатации морских портовых ГТС |
||||
№ п/п |
Требования к содержанию |
Пункт Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ № 623 от 12.08.2010 г. |
№ п/п |
Требования к содержанию |
Пункт Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ № 620 от 12.08.2010 г. |
1. |
Разработать и иметь у причала или причального сооружения паспорт (технический паспорт) сооружения. |
1. |
Иметь технический паспорт (паспорт) ГТС. |
||
2. |
Вести паспорт объекта регулирования, иметь в нем информацию, содержащую сведения о назначении причала. |
2. |
Вносить в паспорт ГТС, иметь в нем информацию, содержащую нормы эксплуатационных нагрузок. |
||
3. |
Указать в паспорте нормы эксплуатационных нагрузок. |
3. |
Иметь в паспорте ГТС информацию, содержащую схемы эксплуатационных нагрузок. |
||
4. |
Помещать в паспорт сооружения значения предельных смещений и параметров деформаций, установленные аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) при отсутствии данных значений в указанной проектной документации. |
4. |
Вносить в паспорт ГТС сведения о величинах предельных смещений и деформаций, установленные аккредитованным испытательным центром при отсутствии их в проекте. |
||
5. |
Помещать сведения об изменении режима эксплуатации объекта регулирования в паспорт причала и причального сооружения. |
5. |
Указать в паспорте ГТС параметры расчетного судна. |
||
6. |
Вносить все конечные результаты обследований, включая оценку запасов прочности, устойчивости и остаточного ресурса конструкции, в пополняемую часть паспорта причала и причального сооружения. |
6. |
Вносить в паспорт ГТС сведения об изменении режима эксплуатации, установленные аккредитованным испытательным центром после проведения обследования ГТС при возникновении существенных изменений в техническом состоянии ГТС. |
||
7. |
Вносить в паспорт гидротехнического сооружения, основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемую часть, в которую заносятся результаты технического контроля. |
7. |
Занести в паспорт ГТС сведения о выполненных ремонтных работах на ГТС. |
Форма титульного листа паспорта причала или причального сооружения согласно Приложению Б ГОСТ Р 55561-2013 |
Форма титульного листа паспорта портового гидротехнического сооружения согласно Приложению К ГОСТ Р 54523-2011 |